RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook

Советы психологов

Алексей Смирнов, психолог, главный специалист Московской службы психологической помощи населению


Маленький ребенок
1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить весь уклад жизни семьи на принципах здорового образа жизни: 
- строгий и чёткий режим; 
- утро начинать с физзарядки и прохладного душа; 
- бросьте курить, ограничьте употребление алкоголя; 
- всегда оставляйте за порогом своего дома недовольство жизнью, плохим самочувствием (помните, что нагромождение стрессовой энергии в вашей психике вызовет резкое снижение общего иммунитета не столько у вас самих, сколько у ваших детей); 
- не становитесь рабом телевизора или компьютера, а если общение с ними необходимо по рабочим соображением, уравновешивайте его активным общением с природой: лесом, полем, речкой...
2. Если вы желаете видеть своего ребёнка трудолюбивым: 
- не лишайте детей участия в семейном труде; 
- не делите труд на «мужской» и «женский»;
3. Если вы хотите видеть своих детей способными и счастливыми, то: 
- будьте сами выдержанны и спокойны, интеллигенты; 
- уделяйте детям максимум внимания, создайте в семье единство чувств, ценностей и сопереживания друг другу; 
- избегайте ссор.
4. Если вы хотите видеть своих детей культурными, то: 
- живо интересуйтесь успехами своих детей, даже малыми; 
- не жалейте времени и средств на культурный отдых с детьми.
Ребенок в школе
1. Иногда родители начинают слишком загружать малыша еще до школы, превращая его в ученика раньше срока. 
Стоит ли удивляться, что к учению такой ребенок не испытывает особо теплых чувств, поскольку он не наигрался? Ведь психологи давно выяснили, что игра для ребенка - это не столько развлечение, сколько особый способ приспособления к жизни, тренировка умения и навыков, которые ни в какой школе приобрести нельзя. Поэтому жесткое ограничение игрового времени ребенка и замена его на учебу может отражаться на интеллекте ребенка, деформирует его личность!
Обобщая позицию многих современных практических психологов, можно порекомендовать: 
- Признавать право ребенка на ошибку, ведь от них никто не застрахован. 
Следует научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному. 
- Поддерживать у своего ребенка уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности и в тоже время всегда может рассчитывать на вашу поддержку. 
- Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учебе. 
- Уделять своему школьнику как можно больше внимания и ласки. 
- Не ждать от ребенка только наивысших результатов. 
- Помогать, когда у ребенка не складываются отношения с учителем или одноклассниками. 
И самое главное - требуется индивидуальный подход к ребенку! 
Каждый ребенок, несмотря на свою похожесть на миллионы своих сверстников- уникален! И только родители могут понять многие истоки его проблем, трудностей и помочь их преодолеть. Нередко добрыми помощниками становятся педагоги-психологи. Однако, без взаимодействия с родителями, эта помощь и поддержка не может быть эффективной. 
Пусть в вашем доме возникнет традиция добрых, спокойных бесед с ребенком, в ходе которых вы будете помогать ему разбираться в его трудностях с учебой, обрести спокойствие и уверенность в своих силах.
Взрослеющий ребенок
1. Власть любимого дитяти не должна противоречить правильному воспитанию. 
2. Отклонения в поведении детей требуют коррекции, терпения и воспитания. 
3. Личный пример - условие выполнения ребёнком ваших требований. 
4. Каждая мелочь воспитывает (от аккуратного застёгивания пуговиц до вежливого обращения с людьми) 
5. Переговоры за круглым столом способствуют лучшему пониманию. 
6. Родительская ласка - магическое средство воспитания. 
7. В семье нет места для мести. 
8. Вместо нотаций проведите беседы о жизни: притча, жизненный опыт, пример, семейная история. 
9. Сначала думайте, а потом действуйте. Приучайте к этому своих детей. 
10. Совет, данный в присутствии других, воспринимается как упрёк. Это постоянно нужно иметь в виду при общении с детьми. 
11. Сила собственного негативного опыта велика: стоит разрешить самому ребёнку разбить нос, расцарапать коленки, чтобы навсегда избавить его от поручений на эту тему.
Агрессия - деструктивное поведение, нарушающее нормы и правила сосущест­вования, наносящее вред, причиняющее боль и страдание людям. 
3 основные источника деструктивного поведения ребенка: 
- чувство страха, недоверие к окружающе­му миру; 
- столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение его потребностей; 
- обретение независимости и самостоя­тельности, отстаивание свое личности, тер­ритории.
1. Вербальная агрессия: 
прямая: оскорбление и вербальные формы унижения (ее детские формы: дразнилки, оскорбления); 
косвенная: обвинения, угрозы сверстнику, осуществляемые в различных высказыва­ниях. 
(в дошкольном возрасте это: жалобы, аг­рессивные фантазии, демонстративный крик, направленный на устранение сверст­ника). 
2. Физическая агрессия: 
прямая: непосредственное нападение на другого человека и нанесение ему физиче­ской боли и унижение (угрозы и запугива­ние, драка); 
косвенная: принесение материального ущерба другому человеку через непосред­ственные физические действия (в дошкольном возрасте это: уничтожение или порча чужих вещей, разрушение про­дуктов деятельности другого человека). 
Наиболее характерные формы агрессивного поведения подростков: 
- физическая 
- вербальная 
- негативизм 
- чувство вины 
- чувство обиды 
- склонность к раздражению 

Причины детской агрессивности
- насилие в семье 
- конфликты между родителями 
- неприятие ребенка 
- непоследовательность 
- родителей в воспитании, обуче­нии нормам и правилам поведе­ния 
- жесткий родительский контроль
Правила общения с агрессивными детьми и подростками:
- естественные реакции человека. 
Важ­но научить управлять своей агрессив­ностью, выражать и снижать ее прием­лемыми способами.
- следует немедленно за проступком; 
- объяснено ребенку; 
- оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; 
- справедливое; 
- адекватное проступку;
ДЕТИ И КРИЗИСЫ 
Г. С. Красницкая, А. Г. Рудов
В развитии ребенка психологи выделяют несколько кризисных периодов. Первый из них дети переживают уже в три года, следующий период - это начало учебы в школе, а самый трудный приходится на подростковый возраст. Именно эти кризисы создают особые сложности во взаимоотношениях детей и родителей. 
Женщина еще только готовится стать матерью, а уже вместе с мужем начинает строить планы относительно будущего своего ребенка - кем и каким он должен стать. Некоторые родители твердо знают, что именно они хотят «получить» из своего чада и целенаправленно добиваются этого. Хорошо, если их желание совпадает с желанием сына или дочери. Но бывает и так, что ребенок вынужден под давлением родителей уступать им вопреки своим планам. 
Кроме того, у ребенка может сформироваться устойчивое убеждение, что родительская любовь к нему зависит только от воплощения их амбиций, тогда как его собственные потребности и желания родителям не интересны, как, впрочем, и он сам. 
Надо ли с самого рождения подстраивать под себя личность ребенка или лучше положиться на его естественное развитие? А может быть, лучше соблюдать золотую середину? 
Вырастить ребенка - дело непростое. На пути может возникнуть много неожиданных проблем. Чтобы их решить, родители должны быть готовы к серьезной психологической работе, связанной с воспитанием маленького человека и преодолением детских кризисов. 
Кризис трех лет 
Кризис трех лет в развитии ребенка можно охарактеризовать словами «я сам». Малыш пробует свои силы во взаимоотношениях с окружающим миром. Он хочет все делать самостоятельно, но пока мало что умеет. С неудовольствием, а порой и криками он отвергает помощь взрослых, а когда у него не получается, нервничает и сердится. Эта ситуация типична для всех детей, и от родителей понадобится большое терпение и понимание важной роли этих попыток - ведь так формируется личность ребенка. 
Важно, чтобы в три года малыш четко знал слово «нельзя» и усвоил, что есть определенные запреты, особенно те, которые связаны с опасностью для жизни и здоровья - и его собственного, и других людей. 
В трехлетнем возрасте ребенок уже вполне осознает свое влияние на близких ему людей. И проблема здесь заключается в том, что он становится чересчур требовательным и по любому поводу может устраивать, говоря словами психологов, «показательные истерики», желая привлечь к себе внимание. Когда, например, ребенок хочет, чтобы ему купили новую игрушку или какую-то сладость, он начинает громко плакать, кричать, может упасть на землю или повиснуть на руке матери, не обращая внимание на ее увещевания. Если это происходит в людном месте, родители со стыда сгорают, ловя на себе возмущенные взгляды окружающих. 
Что же делать в такой ситуации? Упорствовать, настаивать на своем или уступить малышу? Лучше всего постараться доброжелательно и доступно объяснить ребенку, почему нельзя сейчас выполнить то, что он требует. И при этом обязательно посочувствовать ему, выразить понимание, разделить с ним его переживания. Можно попробовать быстро переключить внимание ребенка на что-то другое, предложить что-то интересное взамен. Например, если вы привели ребенка к себе на работу, надо объяснить ему, что нельзя бегать и кричать, но зато можно рисовать в альбоме или на листе бумаги, который любезно предложит «очень строгая тетя-секретарь». 
Главное в воспитании ребенка - избегать крайностей. Если его желания часто подавляются, то в дальнейшем это может помешать ему иметь и отстаивать свою собственную точку зрения. Будет трудно обратиться с просьбой к воспитателю в детском саду, попросить своего сверстника вернуть игрушку, обращаться с другими людьми. С другой стороны, если позволять все, ребенок быстро становится избалованным. Ему придется столкнуться с трудностями несколько иного рода, когда уже окружающие будут вынуждены игнорировать его желания и потребности, а это также может серьезно тормозить или деформировать его психическое развитие. 
Когда малыш достигает возраста трех лет, зачастую его отдают в детский сад. Если до сих пор они с самой всегда были рядом, то теперь приходится обходиться друг без друга, а это еще одна причина возникновения кризиса у ребенка (кстати, бывает, что и у родителей тоже). Иногда мама, идя на поводу у материнского инстинкта, начинает подумывать о том, чтобы забрать ребенка из сада, но все-таки этого делать не стоит: он должен учиться самостоятельно осваивать свое жизненное пространство. К тому же малыш, особенно эмоциональный и тонко чувствующий связь с матерью, улавливает ее состояние и начинает манипулировать ею - отказывается расставаться даже на короткое время. В дальнейшем это может привести к самым неприятным последствиям для психики обоих. 
Как помочь ребенку адаптироваться к пребыванию в детском саду? Только постоянным вниманием к нему. Спрашивайте, как он провел день, что конкретно ему понравилось или не понравилось, во что он играл, с кем подружился или поссорился. Ребенок должен быть уверен, что его не бросили, что его по-прежнему любят. Поддерживайте его, думайте вместе, как решить его проблемы. Общайтесь с воспитателями, советуйтесь с ними, как и чем помочь малышу. Почаще хвалите его и всячески поддерживайте все его положительные начинания. Пусть он видит вашу заботу, чувствует любовь. 
Все по-новому 
Следующий кризисный возраст - шесть-семь лет, когда дети идут в школу. Если малыш не посещал детский сад, то у него с большей долей вероятности возникнут трудности в общении с ровесниками и незнаковыми взрослыми. Ему предстоит осваивать новые для себя правила поведения. Если же ребенок до школы много общался с другими детьми и взрослыми, ходил на подготовительные занятия, в различные кружки, ему будет легче перенести кризисную пору. 
Чтобы заранее понять, готов ли ребенок к школе, необходимо поговорить с теми, кто с ним проводит много времени, например ведет занятия в детском саду или в других дошкольных учреждениях. Порой родители даже не догадываются о предпочтениях и приоритетах своего ребенка, так же как и о некоторых чертах его характера. К тому же одни дети более усидчивы, им легче заниматься. Другим сложнее, им нужно больше времени отводить на игру. Вообще играть ребенку желательно много - и одному, и вместе со взрослыми: именно игра помогает справляться с различными сложными чувствами и переживаниями, с негативными эмоциями. Очень полезно играть с ребенком «в школу», разыгрывать различные ситуации, которые могут вызывать затруднения, разбирать всякие интересные случаи, но делать это так, чтобы малыш еще до школы полюбил ее и захотел в ней оказаться. 
В каком возрасте лучше отдать ребенка в школу? Если он к ней готов, то лучше вместе со сверстниками. Бывает, что способного ребенка отдают в школу на год-два раньше, но когда он подходит к подростковому возрасту, у него появляются проблемы с другими детьми. Интеллектуально он может находиться на одном уровне с одноклассниками, но в физическом и психологическом развитии, естественно, отстает, что, как правило, приводит к изоляции в коллективе, перенести которую бывает очень трудно. 
Бывает, что у ребенка, ходившего в школу с удовольствием, через полгода вдруг пропадает желание учиться. Если он уверен в безусловной любви своих родителей, в их поддержке и защите, то легко доверит им свои тревоги, опасения, проблемы. Возможно, у него конфликт с учителем, одноклассниками, не хватает личного времени, не ладится учеба. Поэтому чаще говорите с ним, будьте в курсе его школьных дел. Только тесный контакт с ребенком поможет решить все его проблемы. 
В этот сложный период, когда ему и так трудно привыкать к школе, не стремитесь сразу получить образцового ученика. Помогайте ему выполнять учебные задания, а когда он устал, дайте возможность восстановить силы. Научите ребенка получать удовольствие от выполнения уроков. Если вы обучите сына или дочку этим негласным правилам в первый школьный год, то затем и ему и вам будет легче преодолевать третий кризисный период - подростковый возраст. 
Уже не ребенок, но еще не взрослый 
С наступлением подросткового возраста начинается новый, наверное, самый сложный этап в отношениях между родителями и детьми. Родители в этот период чаще всего жалуются на то, что их ребенок, прежде такой милый и послушный, «отбился от рук», его будто подменили. На этот период приходится максимальное количество обращений к психологам. 
Считается, что подросткового возраста ребенок достигает к 12-13 годам, и этот период продолжается несколько лет. На фоне гормональной перестройки подросток начинает ощущать себя взрослым, жестко отстаивать свое мнение и формировать свои ценности, не считаясь более с авторитетом взрослых. При этом значимость оценок ровесников для него существенно возрастает. Он протестует против необоснованных, с его точки зрения, требований родителей и учителей, отчаянно борется за свободу от наложенных взрослыми ограничений, пытаясь доказать свою независимость и состоятельность. Именно в это время многие дети начинают хуже учиться. 
Родители делают ошибку, когда пытаются «воевать» с подростком, заставляя его подчиниться необходимым, с их точки зрения, запретам и ограничениям. Хотя многие запреты вполне разумны: не гулять допоздна, не общаться с сомнительными друзьями, не курить, не пробовать алкогольные напитки, не отключать вне дома мобильный телефон, не вступать в ранние половые связи. Одним словом, не пытаться вести «взрослый» образ жизни. Но именно к нему и стремится подросток. Получается замкнутый круг. Ребенок отчаянно сопротивляется, ведь гормоны заставляют его пробовать «на зуб» все родительские запреты. Кроме того, как известно, запретный плод всегда сладок. 
Как же вести себя родителям в этот нелегкий для всех период, чтобы его можно было пережить более или менее безболезненно? Всегда занимать позицию терпимости и понимания, поскольку именно сейчас ребенок как никогда нуждается в родительской поддержке. 
Иногда, чтобы лучше понять, что творится с вашим сыном или дочерью, полезно вспомнить себя в этом возрасте. Да, конечно, было другое время, но, по сути, проблемы были те ж. Вспомните, как вы сами гуляли до глухой темноты, как впервые пробовали курить, как не желали делать уроки, как дерзили родителям. 
Возможно, взрослым стоит пересмотреть те ограничения, которые издавна существовали в семье, и выработать приемлемый минимум, обеспечивающий нормальную психологическую атмосферу в доме, а также безопасность собственного сына или дочери. Может быть, чем-то поступиться, позволив подростку делать то, что прежде не дозволялось. У него формируются новые потребности, поэтому в определенной мере нужно расширить возможности и удовлетворения. Главное, не утратить его доверия. 
Подросток крайне чувствителен к критике, особенно когда родители ставят ему в пример других детей. Его взрослеющее «я» очень уязвимо, поэтому любое сравнение он воспринимает болезненно и негодующе. Поэтому старайтесь не говорить своему ребенку фраз типа: «Посмотри, вон у Ивановых мальчик как мальчик, и прилежный, и воспитанный, а ты настоящий хулиган», Вы ничего не добьетесь таким сравнением, только сильно обидите сына и усилите его отчуждение. 
Находясь в состоянии «вечной борьбы с авторитетами» и протестуя против всего, что ему навязывают, подросток порой сам боится своих агрессивных импульсов и нуждается в том, чтобы родители пришли на помощь. Подсознательно он нуждается в том, чтобы ему объяснили, чем обусловлено его мятежное состояние духа и даже в том, чтобы взрослые в определенной мере ставили ему ограничения. Для него важны внимание, сочувствие, понимание и сопереживание, даже если на словах он будет это отрицать. Ни в коем случае не надо читать ему занудных проповедей, нотаций. Лучше попробуйте его понять, расскажите о себе, о своем детстве, о собственном опыте преодоления жизненных трудностей, конфликтов, неудач. Поддержите сына или дочку, предложите вместе разбираться в его сложных ситуациях. Если подросток почувствует в вас своего верного и надежного друга, то его кризисный период пройдет гораздо легче.

Памятка для родителей по воспитанию детей дошкольного возраста.

В своем стремлении дать ребенку хорошее образование, мы нередко переходим грань меры, допускаем ошибки, последствия которых проявляются лишь через долгие годы. Давайте поговорим об этом.

Вот несколько распространенных родительских ошибок:

2. Родители не редко формируют у будущего первоклассника неверное отношение к школе. Одни заранее пугают ребенка школой, а другие , наоборот, готовят его не к трудностям, а только к победам.

3. Когда ребенок уже пошел в школу, не всегда родители умеют учитывать его реальные возможности и состояние здоровья. Разнообразные дополнительные занятия не для всех детей являются источником развития. Они могут приводить и к перегрузкам ребенка, истощают его нервную систему. В такой ситуации ему не хватает свободного времени для саморазвития, для общения со сверстниками.

4. Отрицательное отношение к учению может возникнуть и в том случае, если родители требуют от ребенка совершенства во всем. Каждую отметку ниже пятерки они воспринимают как трагедию. И что же в результате? У ребенка формируется устойчивый страх перед родителями. В отношениях с ними исчезают тепло и доверие, абсолютно необходимые для нормального развития ребенка. У него возникает страх перед неудачами, появляются постоянная тревожность и неудовлетворенность собой.

Как желательно поступать родителям?

Пути преодоления конфликта между родителями и подростком

Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают подростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон - и родителей, и ребёнка. Поиск решения достигается при помощи особой методики - «шесть шагов».

Первый шаг

Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях.

Второй шаг

Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.

Третий шаг

Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон - и ребенка, и взрослого.

Четвёртый шаг

Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

Пятый шаг

Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.

Шестой шаг

Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга:«Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?»

Памятка для родителей по сохранению социально-психологического здоровья детей и подростков.

1. Противопоставьте образам смерти и разрушения, которые несут экран и некоторая музыка, образы жизни и радости, т.е. свои любовь, теплоту и внимание к собственному ребёнку. Делайте это постоянно, ведь информационно-поражающий поток бомбардирует сознание наших детей ежедневно и ежечасно.

2. Помните, что до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, которая разрушает тело и душу вашего ребёнка. Только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности - виртуальную и действительную.

3. Знайте, что виртуальные образы привлекают внимание вашего ребёнка и создают психологическую зависимость, прежде всего, потому, что они искусственно стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, их сбой, происходящие благодаря скорости, яркости, эффекту »мелькания», увлекающему сюжету и необычным переживаниям.

4. Анализируйте сюжеты компьютерных игр, в которые играет ваш ребёнок. Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости, убийства противника. Случается, что ребёнок совершает акт виртуального убийства до несколько сотен (!) раз за одну игру.

5. Обратите внимание на то, что в виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя, ребёнок не переживает обычных эмоций (боли, сочувствия, сопереживания). Наоборот, привычная человеческая шкала перевёрнута: ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства.

6. Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером:

Повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы;

Расстройства сна, нарушение памяти;

Рост аллергических реакций организма;

Специфические боли в запястье и пальцах при работе на клавиатуре.

7. Помните, что рекомендованное специалистами максимальное время с компьютером строго ограничено: для детей после 6 лет - 10 минут; младших школьников - 15 минут; учащихся 5-6 классов - 20 минут; 8-9 классов- 25 минут; для старшеклассников - не более 30 минут в день.

8. Прислушайтесь к информации из медицинских источников: массовая работа детей с компьютерами и видеоприставками уже привела к тому, что количество близоруких детей увеличилось в 10 раз.

9. Присмотритесь к линии поведения, наслаждаемой многочисленными мультсериалами, фильмами для самых маленьких, компьютерными играми для более старших детей. Из виртуально мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии и асоциального поведения. Всё это приводит в итоге к увеличению и без того неестественно высокой гипервозбудимости наших детей.

10. Не лишайте вашего ребёнка живого, полноценного и радостного детства! Компьютерная грамотность как технология настоящего и будущего должна остаться всего лишь технологией, а не средством разрушения неокрепшего детского сознания. Виртуальные миры не причинят вред вашему ребёнку только в том случае, если он уже умеет жить в мире ярких человеческих эмоций.

Правила семейного воспитания

Агрессивное поведение детей и подростков

Виды агрессии:

Наследственные и органические:

Травмы головного мозга; СДВГ, Аффективно-возбудимое поведение ро­дителей, родственников, Природные особенности нервной сис­темы (вспыльчивость, обидчивость, раз­дражительность); Наличие выраженной тревожности.

Социально-бытовые:

Неблагоприятные условия воспитания в семье:

- Самоутверждение

- Ревность

- Агрессивное поведение как выход нако­пившейся энергии

Неблагоприятная обстановка в школе:

Конфликты с одноклассниками

Чрезмерно высокая учебная нагрузка

Попытки привлечь в себе внимание сверстников и взрослых

Педагогическая некомпетентность учите­лей, воспитателей

Ситуативные:

Переутомление

Введение ограничений в поведение ре­бенка

Ответная агрессивность на поведение взрослых или сверстников

Чувствительность к оценке, осуждению, критике

Унижение, оскорбления, грубость в от­ношениях с ребенком

Новизна, увеличивающая тревогу.

Быть терпеливым и внимательным к ну­ждам и потребностями ребенка.

Демонстрировать модель неагрессивного поведения

Принимайте ребенка таким, какой он есть.

Не допускать при ребенке вспышек гне­ва, злых высказываний о других людях, проявления желаний отомстить за обиду.

Давать ребенку возможность проявлять гнев после событий, препятствующих осуществлению его потребностей.

Подавление негативных эмоций ребенка не устраняет агрессивность, а способствует формированию агрессивных черт характера. Ребенок, подавляющий свой гнев, более подвержен психосоматическим расстройствам (псориаз, мигрень, язва желудка, гиперто­ния).

Целесообразно:

Обучать ребенка приемлемым способам выражения гнева.

Помогать сместить агрессию на другой объект (побить подушку, смять бумагу и т.д.).

Расширять поведенческий репертуар ребенка. Помогать овладевать конст­руктивными способами поведения в конфликтных ситуациях, навыкам об­щения.

Учить ребенка брать ответственность на себя.

Развивать у ребенка способность к со­переживанию, умение понимать соб­ственное эмоциональное состояние и состояние окружающих людей.

Понять и снять причины агрессивного поведения ребенка.

Помните:

Запреты и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности.

Не забывайте, что агрессивные реакции

Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать за конкретные по­ступки.

Наказание значимо тогда, когда оно:

Наказание не должно унижать ребенка.

Нельзя наказывать лишением родитель­ской любви!

Единственный путь к успехам ребенка в будущем и вообще к его счастью - любить ребенка таким, какой он есть, с его индивидуальными особенностями и потребностями. Это непросто, но к этому надо стремиться.

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребёнка при выборе профессии

1) В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему ещё только учится. «Золотую середину» в выборе профессии, особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегая ситуаций самостоятельного выбора.

2) Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство... Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.

3) Искреннее желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов- ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

4) Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.

5) Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным - пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.

(материал взят из книги «Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 кл» В.Р. Шмидт)

Ошибки в выборе профессии

1) Отождествление профессии со школьным предметом

! Помни, что школьный предмет - это ещё не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.

2)Ориентация на мнение случайных людей

! Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящем от тех, кто толком не знает ни тебя, ни рекомендуемой профессии.

3) Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней

! Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на её внешнюю привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

4) Выбор профессии «за компанию»

! Если профессия нравиться твоему другу - из этого ещё не следует, что она понравиться и тебе.

5) Недостаточный учёт своих способностей

! Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему - то иногда упускается из виду.

6) Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии

! «Хороший человек» - это не профессия. Если тебе симпатичен кто - то это ещё не значит, что нужно выбирать профессию, какой обладает он.

7) Выбор исключительно по признаку престижности

! Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать, мода, скорее всего, уже измениться.

8) Игнорирование медицинских противопоказаний

! Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.

(материал взят из книги А. Перцова «Выбираем профессию»)